Юрий ВладимировичАсташев. НЕ Официальный сайт

 

Азбука настройки парусов: Стаксель и генуя
Автор: Дэвид Дэлленбах
Источник: журнал Sailing World
Перевод С.Б.
Юрий Асташев Юрий Владимирович Vast-Sails Vast Sails

 

 Месяц назад мы обсуждали основы настройки грота. Я начал разговор именно с грота, потому что он есть на любой яхте и его размеры у многих яхт больше чем у переднего паруса. К тому же это единственный хорошо видный мне, как рулевому, парус. Но это отнюдь не означает, что стаксель или генуя заслуживают меньшего внимания при настройке. Скорее всего, верным окажется как раз обратное. Дело в том, что стаксель работает в безупречно чистом воздушном потоке впереди грота и на практике обеспечивает бОльшую долю тяги для яхты, нежели грот. На стаксель не оказывает отрицательное воздействие завихренный мачтой воздушный поток и он работает в условиях воздушного подпора, создаваемого обтеканием грота. Именно по этим причинам перед каждой гонкой, находясь на месте шкотового, я уделяю некоторое время на проверку формы и скоростных характеристик стакселя. Вот некоторые из моих соображений по поводу настройки стакселя.
 

Основы.

A. Как и у грота, у стакселя тоже есть два важных параметра его формы - величина пуза и его расположение его максимума. Величина пуза имеет отношение к общей полноте паруса, а его положение говорит о расстоянии максимума от передней шкаторины.

B. Генуя, как правило, полнее грота и имеет максимум пуза смещенным вперед - 40-45% вместо 45-50%. Основной способ воздействия на полноту генуи - изменить прогиб штага. Положение пуза меняется путем натяжения передней шкаторины (как правило, при помощи стаксель-фала).

C. Как правило, при слабом ветре генуя должна быть полной, а сильном - плоской. Пузо следует сдвинуть вперед, если вам предстоит плавание на волнении или требуется хорошее ускорение (при лавировке). Для повышения крутизны пузо должно быть сдвинуто назад.

D. Перед выходом закрепите вдоль передней шкаторины колдунчики (в 15-30 см от ликтроса). Я предпочитаю крепить зеленую нить по правому борту и красную - по левому. Зеленую надо закрепить несколько ниже красной, чтобы легче было их различать. Не крепите их рядом со стыками полотнищ, за которые они могут зацепиться.

E. Чтобы запомнить и впоследствии повторить хорошую настройку, делайте какие-либо пометки. Пронумеруйте отверстия на погоне кип стаксель-шкотов. В районе кончиков краспиц нанесите метки, чтобы можно было оценить положение задней шкаторины. Откалибруйте натяжение стаксель-фала. На больших яхтах на шкотовом углу каждого паруса надпишите его название, положение кипы и максимальную скорость ветра.

F. Для управления яхтой пользуйтесь стаксель-шкотами (в комбинации с гика-шкотом). Если требуется привестись, потравите стаксель-шкот. Тем самым уменьшается давление ветра на стаксель и нос легко поворачивает на ветер. И наоборот, выбирание стаксель-шкотов облегчает уваливание яхты под ветер.

G. Хороший пример управления при помощи генуи можно продемонстрировать при плавании на большой яхте в лавировку. Когда тяга увеличивается, подветренный колдунчик демонстрирует срыв потока и шкотовый может, молниеносно отреагировав на это, потравить шкот и заставить колдунчик вновь развеваться горизонтально. Это не только помогает рулевому держать круче, но и положительно влияет на скорость.

H. Держите при себе записную книжку, куда записывайте все о поведении переднего паруса. Вот некоторые параметры, на которые надо обращать внимание: скорость ветра, оптимальное положение кип, оптимальное расстояние от краспиц, натяжение стаксель-фала и т.п.

I. Чтобы паруса дольше сохраняли свою гоночную форму, о них надо заботиться. Нельзя пользоваться генуей, у которой не нашито накладок в местах трения о краспицы. Чаще полоскайте парус в пресной воде и защищайте его от воздействия солнечных лучей. Храните паруса так, чтобы на них не образовывались складки (при возможности - свернутыми в рулон) и как можно меньше позволяйте им заполаскивать.

Острые курсы

J. Найдите такое положение кипы стаксель-шкота, чтобы колдунчики вдоль передней шкаторины вели себя одинаково. Например, если верхний (наветренный) колдунчик начинает дергаться первым, это означает, что кипу надо сдвинуть вперед. Исключением является ситуация, когда яхта перегружена парусами и кипу следует сдвинуть назад, чтобы разгрузить парус.

K. Положение кип стаксель-шкотов должно быть таким, чтобы угол составлял 8-11 градусов. На некоторых монотипах (например, FS) и больших яхтах (старых проектов, у которых погон находится вдоль леерного ограждения) кипы вынесены слишком далеко к борту и из соображений скорости шкотовый угол следует немного сдвинуть на ветер. В других ситуациях, как при уже упоминавшейся перегруженности парусами, для снижения нагрузок шкотовый угол следует оттянуть ближе к борту (или сдвинуть туда кипу, если это возможно).

L. Если рулевой ориентируется по колдунчикам вдоль передней шкаторины стакселя, то следить надо за теми, что находятся посредине. Их, конечно, хуже видно, но они дают более верную информацию о парусе в целом, нежели колдунчики в районе галсового угла.

M. Колдунчики являются хорошим индикатором диапазона лавировочного угла. При движении острым курсом наветренные колдунчики должны слегка подниматься (от горизонтального положения). На спокойной воде и силе ветра от средней до сильной можно идти с колдунчиками, находящимися почти вертикально. Если требуется максимальная скорость, а крутизна не имеет значения, колдунчики должны развеваться горизонтально.

N. Если сложно поймать этот диапазон, измените профиль паруса и сдвиньте пузо вперед, чтобы в передней части он стал более округлым - яхта при этом станет легче в управлении.

O. Отрегулируйте натяжение ткани паруса (обычно при помощи стаксель-фала) до момента появления складок вдоль передней шкаторины. Если парус старый, то для смещения пуза вперед натяжение будет больше. Обтяните тросы внутри задней и нижней шкаторин, чтобы по задней шкаторине не было заполаскивания.

P. В большинстве ситуаций стаксель-шкот должен быть выбран настолько, чтобы профиль задней шкаторины соответствовал профилю в наиболее полной части грота. Если стаксель имеет латы, шкот следует выбрать настолько, чтобы верхняя лата была параллельна ДП. Чтобы это было заметнее, имеет смысл приклеить на нее с обеих сторон ленту темного цвета.

Q. Для настройки стакселя есть и другие ориентиры. На монотипах (когда в гонке зачастую сложно увидеть, что происходит в верхней части стакселя), обратите внимание на положение и профиль нижней шкаторины при максимальной скорости. На больших яхтах хорошим ориентиром является расстояние от генуи до верхней краспицы. У некоторых монотипов для этих целей имеется прозрачное окно у передней шкаторины грота.

R. Если вы чувствуете, что при данных настройках скорость максимальна, наклейте кусок скотча или сделайте пометку маркером на шкоте перед самым блоком. Это поможет шкотовому и рулевому быстрее сориентироваться в время гонки.

S. Шкот должен быть выбран одинаково на обоих галсах, за исключением условий гонки, когда направление ветра и волнения не совпадают. При этом придется на одном галсе ставить на максимум тяги, а на другом - на максимум крутизны. При этом часто от галса к галсу меняют положение кипы и натяжение шкота.

T. При изменении направления и скорости ветра шкотовый должен менять натяжение стаксель-шкота. О всех своих действиях он обязан информировать рулевого.

U. При перемене галса многие экипажи отпускают стаксель-шкот слишком рано. Удерживайте его до того момента, пока яхта не встанет почти в положение левентик. На некоторых яхтах на практике для облегчения перехода на другой галс помогает немного вынести стаксель на ветер. Если у вас большая генуя, отдайте шкот настолько, чтобы шкотовый угол ушел за ванты. Придя в положение левентик, шкот можно отдать полностью.

Попутные курсы

V. Техника работы со стакселем имеет большое значение при постановке любого спинакера. В слабый ветер убирайте стаксель как можно раньше (еще до полного выбирания спинакер-фала). В сильный ветер не спешите его убирать.

W. При использовании стакселя на курсах бакштаг и фордевинд ослабьте натяжение передней шкаторины и переместите кипу как можно ближе к борту. (На небольшой яхте экипаж может даже вынести шкот за пределы погона ).

X. Если вы несете стаксель под спинакером, шкоты лучше держать растравлеными, нежели перебранными. Следите, чтобы наветренные колдунчики все время поднимались и чтобы кто-либо всегда был наготове отдать стаксель-шкот, если спинакер вдруг начнет подавать признаки непостоянства.

Y. Идеальными условиями для применения стакселя являются отсутствие волнения, умеренный ветер и курс галфвинд. Если вы сомневаетесь в его необходимости, то лучше его и не ставить.

Z. На курсе фордевинд, если вы не несете спинакера, можно воспользоваться и вынесением шкотового угла паруса на ветер, если такой способ не запрещен правилами класса или гонок. Это можно сделать при помощи спинакер-гика, вынеся шкотовый угол как можно дальше и увеличив площадь проекции ветра на парус. Не забудьте и об оттяжке вниз, чтобы уменьшить закрутку паруса.

Добиться максимальных скоростных показателей от стакселя - это искусство и оно требует от шкотового такого же мастерства, как и от любого другого члена экипажа гоночной яхты. Я сам немного времени провел на стаксель-шкотах, но настоятельно рекомендую это всем яхтсменам, включая рулевых и тактиков. После того обзора, что открывается с места шкотового, вам станет куда понятнее то, что происходит по ту сторону грота.

Из журнала Sailing World.

( ) 2007.  Асташев. НЕ Официальный сайт

VAST-SAILS.Асташев. парусная мастерская. Вэст Сэйлс. Братья Асташевы.  Анна Блачева. НЕ Официальный сайт

VAST SAILS

VAST SAILS парусная мастерская VAST-SAILS буер DN спинакер генуя раскрой паруса радиальный
Парусная мастерская занимается пошивом и ремонтом современных парусов для самых разных яхт - от прогулочных и круизных до гоночных для спортивных и крейсерских судов.

Парусные и буерные гонки. Финн Finn Laser. пошив парусов на FINN Финн Лазер 470 Оптимист Кадет Картер Яхта Гоночная регатная яхта sail sails vast sails vast-sails VAST SAILS VAST-SAILS
Классы "Снайп" и "ДН". где пошить парус где лучше не шить
VAST SAILS - паруса для гоночных и кресерских яхт Vast sails, Парусная мастерская, Паруса для гоночных и крейсерских яхт.

 начало